Онлайн-интервью Павла Полянина (группа «АРХЕОПТЕРИКС») для интернет-сообщества «Rock Заявка», от 07.12.2013 г.

 
Елена Сосонная – инициатор и вдохновитель, главный интервьюер.

Другие гости – участники:
Анна Морозова, Валерий Паркур, Август Див, Алексей Панков, Артур Балакин, Евгений Смирнов
 
Полная непричёсанная иллюстрированная оригинальная версия интервью здесь.
 
 
Елена Сосонная — Добрый вечер всем, кто сейчас с нами! Добрый вечер, Павел! Очень рада видеть Вас в нашем доме. Располагайтесь поудобнее и начнем нашу беседу.

Павел Полянин — Добрый вечер! Рад ощущать через всемирную сеть всех и каждого! 🙂 Приглашаю всех задавать вопросы на любые темы, которые вам интересны 🙂
Анна Морозова — О! Я первая! 🙂
Скажите, Павел, а Вам самому какое звучание Вашей группы больше нравится; акустическое или электрическое?
Павел Полянин — Отвечаю на вопросы по очереди. Когда песня написана – я почти всегда могу сказать, как она должна, по моему мнению, звучать, в электричестве или в акустике. Некоторым песням совершенно точно не подойдёт полновесное электричество. Некоторым – наоборот. Поэтому мне ближе звучание максимально подходящее для данной песни. 🙂 В общем и целом я большой любитель смешивать акустику и электричество: например, на чисто акустических концертах использовать электрогитару с эффектом wah, или в электрическое звучание добавлять акустические дудки, гармошку, варган…
Валерий Паркур — Здравствуйте, Павел. Передайте от меня привет музыкантам группы. Мой вопрос наверно более личный.
Кто для вас является самым главным авторитетом на данный период жизни? К чьему мнению вы однозначно прислушиваетесь, чьё мнение способно более всех остальных повлиять на вас — на ваше творчество, на образ мысли, может быть даже на стиль жизни?
Павел Полянин — Я стараюсь жить по принципу «Не сотвори себе кумира», однако есть люди, к которым мои чувства можно описать, как безграничное уважение. Например, Далай Лама 14-ый, британская королева Елизавета Вторая, моя жена Джейн. Если говорить о чужих мнениях, то я стараюсь выслушать всех, но делаю всё обычно по-своему. 🙂
Стиль моей жизни – и чем дальше, тем больше – то, о чём я задумываюсь меньше всего, просто стараюсь жить.
Август Див — Играет ли АРХЕОПТЕРИКС каверы? Планируется ли что-нибудь подобное в будущем? Вообще — об отношении к этой теме, плиз:)
Павел Полянин Я не большой любитель ни кабаков, ни караоке-баров, поэтому мне не хотелось бы иметь в постоянном репертуаре какие-либо каверы. Другое дело – тематические концерты, объединённые какой-нибудь конкретной темой или датой. Вполне естественно, мне кажется, спеть «Working Class Hero» на ДР Джона Леннона или «Моя Оборона» – на концерте памяти Егора Летова. Как разовая акция – кавер может быть уместен и интересен, как постоянный элемент репертуара – обычно достаточно пошл и скучен. То, что толпа горазда попрыгать под «Ой-ё» — мне хорошо известно, но мне хотелось бы попробовать сказать что-то самому, без спекуляций на чужой популярности.
Алексей Панков — С кем из великих музыкантов прошлого и настоящего Павел хотел бы сыграть вместе?
Павел Полянин — Наверное, со многими, по крайней мере, творчество таких людей, как David Bowie, Tom Waits, БГ, Ann Lenox да и много кого ещё мне приносит очень много радости. Возможно, для расширения творческого сознания, полезно было бы пообщаться с Великими Умалишёнными От Музыки, типа Frank Zappa… Но, настоящие творческие союзы, как правило, случаются спонтанно и непредсказуемо, как неожиданно у нас получилось сотрудничать с Сергеем Щураковым. Будем надеяться, что жизнь не оставит нас в покое, в смысле знакомств с интересными людьми.
Елена Сосонная — Теперь моя очередь). Готовясь к разговору, я на всякий случай заглянула в Википедию. Как же так, почему в этой популярной Интернет-энциклопедии еще никто ничего не написал об АРХЕОПТЕРИКСе?
Павел Полянин — Видимо, мы будем в Википедии очень скоро – я слышал, что есть энтузиасты, которые активно работают над этим. Почему этого не случилось раньше? – Наверное, расположение Звёзд и потоков Фэн Шуй не было благоприятным 🙂 Я сам любую просветительскую деятельность такого рода весьма приветствую, но занимаются этим, как правило, совсем другие люди, дай Бог им здоровья 🙂

Елена Сосонная — Да, хорошо, когда есть люди, которым не безразлично твое творчество, а иначе зачем тогда все… История создания вашей группы до сих пор остается загадкой. Зарождалась она в 90-х годах прошлого века, но точной даты рождения не зафиксировано. Известно только, что на 16-летие Вам подарили гитару. Возможно отсюда и надо начинать отсчет?

Павел Полянин — Ну, эту гитару я через пару дней распилил – начатый отсчёт пришлось бы на этом и закончить 🙂 Просто в воздухе витал (и тогда, и сейчас) некий творческий Дух, который долгое время никому в голову не приходило как-нибудь называть (всё-таки Дух, а не домашняя киса). Появление этого Духа – никак невозможно зафиксировать во времени, какую бы дату я мысленно не назначил – всегда ясно, что Дух появился раньше. Видимо, начинать отсчёт придётся 147 000 000 лет назад 🙂

Елена Сосонная — Дух он вечен )

Алексей Панков — Как известно, одним из самых эффективных и честных руководителей Тверской губернии за всю ее историю был Салтыков-Щедрин (вице-губернатор). Павел, могли бы Вы порекомендовать кого-нибудь из современных российских писателей или деятелей искусства на должность тверского губернатора?) или шансов исправить систему с помощью одного человека нет? И второй вопрос — могли бы Вы представить себя, скажем, заместителем губернатора по культуре?) И что бы Вы сделали в этой должности?

Павел Полянин — Шахрин, как известно, пытался быть честным депутатом — у него не получилось… Мне кажется, деятелям культуры надо писать книжки, песенки, картины, а управлять должны Святые (типа Махатмы Ганди), которые готовы угробить свою жизнь на тяжёлой и неблагодарной работе. С точки зрения нашей реальности — для начала просто неплохо было бы вернуть ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ! Далее — разберёмся. 🙂 А я могу заниматься любой работой, в том числе — административной, но любой чиновник от культуры, с моей точки зрения — совмещение несовместимых понятий. Культуре главное — не мешать!

Елена Сосонная — Не менее загадочным остается и рождение названия группы. Как гласит история, в 1993-м году у Вас дома вместе с друзьями Андреем Рыбаковым и Сашей Виноградовым на катушечный магнитофон была записана 13-минутная (!) песня под названием «Археоптерикс». Сохранилась ли эта запись, где ее можно послушать и почему именно «Археоптерикс»?

Павел Полянин — Запись, по-моему, не сохранилась, хотя я помню несколько куплетов, возможно, треть… Это было очень мрачное произведение – с характерным восточным мелодическим рядом, текстуально с большим количеством явных и неявных параллелей в Бардо Тходол (Тибетской Книге Мёртвых), Апокалипсисе, Пополь-Вух и буддийских пророчествах о Железном Веке. Названия для песни приходили разные, но отвергались. Слово «Археоптерикс» всплывало несколько раз, оно, почему-то, вообще тогда часто приходило к нам в гости, ещё задолго до написания песни, как я помню. Мы долго сомневались и выбирали, главным критерием, как всегда была Красота 🙂 Потом мы заметили, что в Слове «Археоптерикс» 12 букв, и расположили их на часовом циферблате (стилизовав под руны). Часы подразумевались как солнечные, но т.к. была полночь, в центр пришлось поставить свечу. Мы понаблюдали за этим Словом, выпили вина и решили, что – да, это Красиво. Так это Слово стало Именем. Но, повторяю, оно и до этого было с нами очень долго, как и откуда появилось – не помню, увы.

Елена Сосонная — Я прям представила себе эту картину циферблат, свеча…

Павел Полянин — Да, магия — сила! 🙂

Елена Сосонная — А если бы 1993-й считался официальным годом рождения группы, то текущий год был бы круглой датой, и ваш юбилейный тур носил бы название, ну например, «20 лет – полет нормальный». )) Хотя, как утверждают криптозоологи, несмотря на наличие перьев, археоптерикс не пользовался крыльями для полёта, и передвигался при помощи когтистых лап. ) Но ваш то АРХЕОПТЕРИКС наверняка умеет летать. Когда ваша группа уже оперилась и ушла в свободный полет?

Павел Полянин — 1993й не может считаться годом рождения группы АРХЕОПТЕРИКС, потому что хотя уже было Слово «Археоптерикс», не было ещё слова «группа» 🙂 Первые полёты, в т. ч. и сценические можно отнести к 98-99 гг., хотя что-то серьёзное и интересное начало происходить только после 2000 г.

Елена Сосонная — В вашей истории записано, что группа в 2000 г. впервые решилась произвести попытку студийной звукозаписи. Почему попытку? Обычно так говорят, если что-то как-то не так пошло и подразумевается еще и вторая попытка.

Павел Полянин — Попытка – потому что выяснилось, что для настоящей студийной работы группа тогда ещё не доросла. Записи остались и вошли в первый альбом «ОНО», но, скорее как исторический артефакт, а не как Действительный Интересный Творческий Результат.
Елена Сосонная — Сокращенно ДИТР ) Надо запомнить.

Алексей Панков — Одна из моих любимых песен — «Оно». В каких обстоятельствах к Вам пришла идея этой песни и как долго писали текст?
Павел Полянин — Был очень весёлый и бесшабашный период в жизни, после какой-то вечеринки пришёл домой, соседи в доме напротив веселились, пели и даже разбили стекло… Собственно, как у чукчей — «Что вижу — о том и пою». 🙂 Песню написал минут за 10, 4 первых строчки, 4 последних, а потом — середину.

Алексей Панков — Супер)

Елена Сосонная — Оказывается Муза — это соседи из дома напротив, бьющие стекла, вон оно как )))

Павел Полянин — Муза — она как авианалёт: что сверху прилетело — тому и радуйся 🙂

Елена Сосонная — Как правило, в жизни любой группы наступает такой момент, который обычно называют «раскол». Вам пришлось пройти через это?

Павел Полянин — Да, в первый раз после 2000 г. Кто-то просто ушёл, кто-то понял, что занимается не своим делом – у всех по-разному. К тому же, это был кризис именно данной общности людей – личный и психологический.
Второй раз в 2007г. – мягче и спокойнее. Те музыканты – Игорь Митрофанов, Артём Бобров, Сергей Фёдоров и другие — замечательные люди, профессиональные и опытные, но всё-таки мы не были единомышленниками, в силу разности вкусов и устремлений, наверное. Это ни в коем случае не было ни ссорой, ни скандалом – я очень хорошо отношусь ко всем этим людям и очень благодарен им за то время, которое мы играли вместе.

Елена Сосонная — «Разность вкусов и устремлений» — это в плане творчества? Они хотели играть другую музыку?

Павел Полянин — Да. Они были воспитаны на другой музыке и сам творческий процесс у них и у меня протекал по-разному. Мы уважали творческий подход друг друга, и я не скрываю, что многому у них научился. Однако, желание всё сделать по-своему возобладало.

Елена Сосонная — «Желание всё сделать по-своему возобладало» и теперь вы играете, то что просит душа ) Вы используете в своем арсенале помимо традиционных музыкальных инструментов, еще и экзотические? Как рождаются идеи добавить именно губную гармошку, дуду или кахон?

Павел Полянин — Губная гармошка – любимый инструмент Сергея Череповецкого, одним из самых главных критериев для него всегда был (как это ни странно) – размер 🙂 Сергей любит всё компактное и маленькое – маленькие инструменты, маленькие машины, маленьких женщин 🙂 К тому же гармошка в умелых руках не только кантри-блюзовый, но и вообще универсальный инструмент.
Джейн Sevenstones в юности играла на блок-флейте, поэтому ирландский тин-вистл для неё – очень естественный инструмент, особенно принимая во внимание её (и нашу) любовь к Кельтским Народным Мелодиям. Схожим образом добавились жалейка и казу – ибо Русская и Американская фолк-культура нам не менее близки, чем Ирландская. Но духовые такого порядка весьма сложно микшировать и подзвучивать на электрическом концерте. Мы долго бились над этой проблемой, пока мне однажды не приснилась электронная дудка – я проснулся и нашёл её в интернете. Так у нас появилась ещё и EWI (Electronic Wind Instrument) – просто находка для нашего звукоряда!
Павел Волков до прихода в АРХЕОПТЕРИКС играл, помимо традиционных ударных, на таблах – индийских барабанах. Поэтому сразу решено было использовать его таланты не только как барабанщика, но и как перкуссиониста. А, т.к. перкуссии в разных культурах существует превеликое множество, мы, разумеется, заимствовали из разных культур самое интересное, полюбившееся и применимое в нашей музыке. И вот, Великая Африканская Музыкальная Культура подарила нам джембе, Великая Ближневосточная Музыкальная Культура подарила нам думбек, а Великая Латиноамериканская Музыкальная Культура одарила нас кахоном. Кто же от таких подарков отказывается ?! 🙂

Елена Сосонная — Вот это арсенал! Можно еще пару музыкантов в группу смело брать )

Павел Полянин — Если группа не влезает в легковую машину — это повод задуматься. Мы уже не влезаем в одну машину, значит состав больше увеличивать нельзя! А то придётся на гастроли ездить на персональной электричке :))

Елена Сосонная — Можно прицеп прицепить с навесом )

Павел Полянин — И так Джейн уже ездила в багажнике.

Елена Сосонная — А мальчика не нашлось для багажника, зачем вы туда Джейн посадили? )) Бедняжка Джейн!

Павел Полянин — Джейн самая миниатюрная, ну ка запихни-ка туда нашего двухметрового барабанщика…! 🙂
Алексей Панков — Павел, на сегодняшний день в мире есть только около 10 скелетов/отпечатков археоптерикса, поэтому неудивительно, что каждая новая находка сопровождалась полукриминальными перепродажами, скандалами и др. Соотв., провокационный вопрос: какую роль играют в Вашей жизни деньги, и согласились бы Вы, например, на предложение изменить формат музыки, которую Вы играете, на более попсовый, взамен на широкую ротацию по радио, ТВ и др?)

Елена Сосонная — Думаю ответ будет однозначный — нет )
Алексей Панков — Многие бы согласились) И соглашаются)
Павел Полянин — Деньги — это хорошо! 🙂 НО! Есть такая вещь, как творческое равновесие и душевный покой. Если вы подскажете мне — где ЭТО купить, то я обдумаю ваше финансовое предложение 🙂
Елена Сосонная — Кстати об электричках… На официальном сайте группы есть несколько Ваших рассказов. «ОСУНЭКО КУНСИН-НО КИКОСЁ (Книга Хозяина Кота)» — настоящий Устав для хозяев котов, и название такое интересное и непонятное. ) А еще один рассказ — «Зайцы С Высоты Птичьего Полета». Всем советую почитать. Я смеялась от души ) В свое время приходилось часто ездить в электричках. Невольно вспомнила, как я была Зайцем-Бедненьким, а иногда случалось и Зайцем-Тихоней. Каждый из нас наверняка в силу каких-нибудь обстоятельств хоть раз, хоть на короткое время, становился представителем какого-нибудь подвида этого млекопитающего. Этот рассказ автобиографичен?

Павел Полянин — Конечно, автобиографичен — я побывал не только всеми перечисленными подвидами Зайцев, но и несколькими другими (Заяц-Немой, Заяц-Миссионер, Заяц-Охранитель … их много ещё 🙂 «Книга Хозяина Кота» — стилизация под японские средневековые трактаты, изначально была просто записью в моём ЖЖ, потом решено было повысить её в должности до рассказа 🙂 Я подумывал издать книжечку рассказов, но всё как-то пока не ложатся карты…
Август Див — О, если пишите рассказы — как насчёт рисования картин, не пробовали?

Павел Полянин — Пробовал — с точки зрения сострадания к человечеству, публиковать это не стоит! Я лучше песенки попишу 🙂

Елена Сосонная — Вы музыкант, писатель, а что у Вас в трудовой написано, если не секрет? ) Вы музыкант, писатель, а что у Вас в трудовой написано, если не секрет? )

Павел Полянин — Я преподаю английский язык. В моей трудовой книжке очень много записей, но если там появится слово «музыкант» — я подумаю, что мир сошёл с ума. Музыкант – это не профессия, это – явление природы (в щадящем варианте) или стихийное бедствие 🙂 Странно было бы увидеть в трудовой книжке записи вроде «рассвет», «гроза», «ураган», «извержение вулкана», правда ?… 🙂

Елена Сосонная — Да ))) согласна. Надо к вам на уроки записаться, а то у меня с английским, мягко говоря, проблема ) Вы посвящаете песни кошкам собакам, вы большой любитель животных?

Павел Полянин — Да, я люблю почти всех животных, например — дома у меня жила ручная сороконожка, мыши (дикие, но прирученные), а сейчас живут черепахи и кошки. В общем — все животные очень симпатичны, правда, комары и глисты вызывают некоторую настороженность…….
Елена Сосонная — Сороконожка ???

Павел Полянин — Да! Сороконожку поймал в ванной. И приручил! :)) Звали Варварой. Летом отпустил на волю. Надеюсь, у неё всё хорошо.
Елена Сосонная — Я тоже всех люблю, если они не прыгают на голову без предупреждения, особенно всякие пауки и прочее. Так может и комары приручаемые?

Павел Полянин — Я не согласен с комарами по вопросам диеты. Если они согласятся изменить свои пищевые привычки, то пожалуйста…

Елена Сосонная — Так, это была зоолитературная пауза. А теперь очень хотелось бы услышать Вашу позицию по отношению к сообществам для начинающих или уже опытных, но еще малоизвестных рок- групп и музыкантов, т.е. к нам. Мы не первые и не последние. Еще, наверняка, будет создана не одна такая группа. Как на Ваш взгляд – игра стоит свеч?

Павел Полянин — Игра всегда стоит свеч, если это интересно и приносит радость. Если кому-то интересно и радостно быть музыкантом, а кому-то журналистом — значит всё не зря. Ну а когда кому-то интересно и радостно всё это слушать, смотреть и читать – значит можно испытывать не только «глубокое удовлетворение», но и «законную гордость» 🙂

Евгений Смирнов — Павел, расскажите, пожалуйста, о дальнейших творческих планах Археоптерикса?
Павел Полянин — В Декабре играем концерт в Москве, в Дулин Хаусе, дописываем альбом — почти всё уже записано. + Живём полной жизнью :)))
Артур Балакин — Павел, были в Вашей творческой жизни моменты когда Вам вдруг ясно виделось: …. вот он, бляха муха!!!! — путь в «Большой Шоу Бизнес», надо просто сделать шаг))) если да, то как Вам удалость избежать этой дороги? 😉
Павел Полянин — Мне не приходилось делать вещи, которые заставляют обманывать себя самого. Если Большой Шоубизнес не будет заставлять меня это делать — я честно попробую :
Елена Сосонная — Большой Шоубизнес он такой ) Говорят, БЛЮЗ – это состояние души, а РОК – это производная от БЛЮЗ. У БГ есть песня «Скорбец», там такие строки: «…без скорбеца ты здесь не будешь своим…». Это действительно так, что в репертуаре любого уважающего себя рок-музыканта обязательно должен быть блюз?

Павел Полянин — В репертуаре любого уважающего себя рок-музыканта обязательно должно быть только то, что велит ему его сердце. Если Блюз – то Блюз, если что-то другое – тоже на здоровье.
Что касается параллели «Блюз – Скорбец», то, имхо, она весьма остроумна, но не совсем точна. Ведь Блюзу вовсе не обязательно быть Про То, Как Хорошему Человеку Плохо. Есть отличные философские Блюзы, ироничные Блюзы, юмористические Блюзы, мистические Блюзы… «Пусть расцветают все цветы» — как справедливо указал нам товарищ Мао Цзе Дун 🙂
Елена Сосонная — Опять согласна с Вами. Но будет как-то не очень правильно, если, например, музыкант играющий тяжелую музыку, вдруг напишет песню в стиле Ласкового мая — вдруг ему сердце подсказало — фанаты такого не простят )

Павел Полянин — Мне кажется, не правильно делать то, что делается в угоду фанатам. Музыкант- не официант, фраза :»Чего изволите?» — не из его репертуара. Хочется изменить стиль — на здоровье! Народ не понял — ну что ж… может потом поймёт.
Артур Балакин — Елена, это обычный выбор: или сердце, или — фанаты, музыка или ремесло 😉
Елена Сосонная — Артур, хорошо, когда все это гармонично сочетается, а иначе — крах личности.
Артур Балакин Елена, мне думается — хорошо, когда всё стремится к гармонии и равновесию. Когда это достигнуто — конец пути 😉
Елена Сосонная — Артур, я не подумала о том, что этого можно достичь когда-нибудь ) Ведь говорят совершенству нет предела Ну да, как правило, все великие музыканты, художники или писатели были признаны и поняты, но уже после своей смерти… Не будем о грустном. Как по-Вашему, что непозволительно для рок-музыканта?
Павел Полянин — Пошлость. То есть натужная имитация «души высоких порывов» при отсутствии оных.
Елена Сосонная — Зрелый ответ. Недавно вы ездили на юбилей к Борису Гребенщикову. Пару слов, как там было? Веселье рекой или так по-стариковски посидели и все? ))

Павел Полянин — Душевно и романтически 🙂 Было в этом что-то неуловимо восточное – может быть сама атмосфера антикафе такая…
Елена Сосонная — Я вот недавно слушала вашу дуэт-арию «Simpson Элегия» ))) Что послужило толчком к созданию такого шедевра? Я вот недавно слушала вашу дуэт-арию «Simpson Элегия» ))) Что послужило толчком к созданию такого шедевра?
Павел Полянин — Новый Год вдохновил. Случилась нормальная порция здоровой шизофрении :))
Елена Сосонная — У меня последний обязательный вопрос: посоветуйте что-нибудь молодым участникам нашей группы, как старший коллега, как профессионал и просто, как человек.
Павел Полянин — Я не могу никому ничего советовать. Но могу пожелать – удачи и радости 🙂
Елена Сосонная — Вот за это спасибо большое, это, наверное самое главное в наше время и еще Мира всем! Еще забыла спросить: какая песня является визитной карточкой АРХЕОПТЕРИКСа?
Павел Полянин — Для всех — по-разному. Очень многим нравится «Ещё Один( Улетел)»
Елена Сосонная — Это песня-посвящение?
Павел Полянин — Да, это песня памяти друга.
Елена Сосонная — … Я закончила с вопросами.
Павел Полянин — Ну что ж — два часа прообщались! Спасибо всем, кто задавал вопросы и просто наблюдал, до встреч в Мировом Эфире.
Елена Сосонная — Павел, я хотела бы выразить благодарность Вам, за то, что потратили время на беседу с нам. Очень интересно общаться с такими людьми как Вы, мудрыми и с хорошим чувством юмора. Желаем Вам удачи и добра! И музу плодовитую )
Павел Полянин — Спасибо Вам за интересные вопросы и идею проведения интервью в таком новом формате!

суши на дом